ПРОЕКТ
«Сохраним Семью Сами: медиативная помощь для всей семьи»
Данный проект является продолжением реализуемого с 2016 года проекта «Сохраним семью сами» и проекта, победившего во втором конкурсе президентских грантов 2018 года «Сохраним семью сами: бесплатная медиативная помощь
в семейно-правовых конфликтах»
Цели проекта:
- Повышение уровня культуры брачно-семейных отношений и разрешение семейно-правовых конфликтов на основе компромисса и уважения взаимных интересов
- Минимизация последствий семейно-правовых конфликтов для участников и их детей
Основные задачи:
- Создание условий для разрешения семейных споров с наименьшими негативными последствиями для их участников
- Бесплатное разрешение семейно-правовых споров с помощью примирительных процедур (медиации)
Основная целевая группа (благополучатели) проекта:
Родители (супружеские пары), имеющие несовершеннолетних детей, находящиеся в состоянии развода и/или проживающие раздельно.
Родственники несовершеннолетних детей, в том числе, дедушки и бабушки, братья и сестры.
Опекуны, попечители и усыновители несовершеннолетних детей.
Социальная обусловленность и значимость
Реализация государственной семейной политики определяет всеобъемлющее развитие института семьи, незыблимость приоритета традиционных семейных ценностей, повышение уровня культуры брачно-семейных отношений, ответственности родителей за полноценное физическое и нравственно-духовное развитие и воспитание детей как основы государственности, национальной безопасности и суверенитета Российской Федерации.
Кризис института семьи является одной из острейших проблем современного общества, порождающих последствия негативного характера не только в Тюменской области, но и во всей России. Проблемы семьи, затянувшиеся или неразрешенные семейные конфликты, напрямую связаны с ростом детских депрессий, неврозов, проявлений деструктивного поведения подростков, они провоцируют семейное неблагополучие, способствуют детской безнадзорности и совершению правонарушений несовершеннолетними. В ряде случаев переживания и страдания детей из-за расторжения брака родителей, происходящего у них на глазах, длятся годами. Причём зачастую в результате конфликт остается неразрешенным, а судебное решение фактически неисполнимым. Распад семьи, это всегда стресс не только для супругов, но и для ребенка. Тем не менее, жители Тюменской области стали чаще обращаться в суд, чтобы расторгнуть брак. Так, в 2021 году в Тюменской области судами было рассмотрено 3966 заявлений о расторжении браков супругов, имеющих детей (https://72.ru/text/gorod/2022/02/27/70467485/).
Семейные споры об определении места жительства и порядка общения с ребенком сопровождаются дополнительными исками сторон в суд и жалобами на всех, кто не разделяет их личную позицию, а в орбиту спора вовлекаются не только дети, но и родственники, представители органов социальной защиты, правоохранительной системы и судебной власти. Стороны используют различные средства противодействия, часто пытаясь доказать причастность другой стороны к совершению различных правонарушений, начиная от побоев и краж, до угрозы насильственных действий, совершенных якобы, как в отношении друг друга, так и в отношении своих собственных детей.
Особенно остро такие конфликты влияют на подростков, формируя у них всеобщую протестность, вовлеченность в асоциальное поведение, совершение правонарушений. Например, по данным МВД РФ за 2022 год в Тюменской области количество расследованных уголовных дел, в которых принимали участие несовершеннолетние, выросло на 13,2 %, а количество особо тяжких преступлений увеличилось на 145,5 % (http://crimestat.ru/regions_chart_total).
Поэтому реальное разрешение семейных споров на принципах взаимного уважения и справедливости может предотвратить наступление различных негативных последствий не только для непосредственных участников конфликта, но и для тех, кто находится рядом, прежде всего, детей.
В отличие от традиционного судебного способа разрешения семейных споров примирительные процедуры (медиация) являются более эффективной формой.
В Тюменской области существует положительный опыт предоставления гражданам медиативной помощи. В 2019 году был реализован социальный проект «Сохраним семью сами: бесплатная медиативная помощь в семейно-правовых конфликтах», создана инфраструктура медиативной помощи, организовано взаимодействие с органами судебной и исполнительной власти, учреждениями социальной защиты населения, общественными организациями. На базе партнеров проекта были дополнительно открыты кабинеты медиации в центре «Семья» и в Общественной приемной Общественной палаты Тюменской области, всего 5 кабинетов медиации. Медиативная помощь была оказана по 127 обращениям, из которых 86 (67,7%) достигли положительного результата, а 41 (32,3%) завершились без заключения медиативного соглашения. При этом, более половины (64,5%) обращений поступили от основных партнеров проекта: 38 – из судов, 11 – от Уполномоченного по правам ребенка и 2 от Уполномоченного по правам человека Тюменской области, 14 – от органов опеки, 10 – из Регионального социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Семья», 7 – из Общественной палаты Тюменской области, 45 – по информации из СМИ или самостоятельно. Отказалось от услуг медиаторов – 16 (12,5%) из общего количества обратившихся(презентация в приложении).
В настоящее время, целесообразность использования примирительных процедур только возрастает. За последние пять лет количество обращений за защитой прав несовершеннолетних, в защиту которых предъявлен иск в суд или предоставлены в суд заключения органов опеки и попечительства существенно возросло. Так, с 2018-го по 2022 год общее количество таких обращений выросло с 1327 до 1828 случаев, то есть, увеличилось на 31 %. При этом, количество обращений граждан в связи с определением места жительства ребенка увеличилось более, чем в 2 раза со 174 до 394 случаев (126%), а количество обращений об участии в воспитании детей отдельно проживающих родителей, увеличилось на 22% со 166 до 220 случаев.
Об этой негативной тенденции свидетельствует общедоступная статистика обращений граждан при наличии необходимости отстаивания прав участников конфликта и детей, представленная при общественных обсуждениях, конференциях и круглых столах.
Сведения |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Численность детей, в защиту которых предъявлен иск в суд или предоставлены в суд заключения |
1527 |
1393 |
1744 |
1710 |
2383 |
1828 |
в том числе: |
208 |
174 |
242 |
267 |
340 |
394 |
об участии в воспитании детей отдельно проживающих родителей |
189 |
166 |
165 |
179 |
539 |
204 |
об общении с детьми бабушек, дедушек и других родственников |
10 |
25 |
20 |
24 |
98 |
16 |
о защите других личных и имущественных прав детей |
931 |
811 |
986 |
1097 |
445 |
405 |
А вот эта же информация за 2022 год по основным крупным районам Тюменской области.
2022год
|
Тюмень |
Тюменский |
Тобольск |
Ишим |
Ялуторовск |
Заводоуковск |
Численность детей, в защиту которых предъявлен иск в суд или предоставлены в суд заключения |
713 |
108 |
154 |
90 |
66 |
89 |
в том числе: о месте жительства детей |
225 |
24 |
30 |
12 |
8 |
13 |
об участии в воспитании детей |
136 |
9 |
15 |
10 |
2 |
3 |
об общении с детьми бабушек, дедушек и других родственников |
7 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
о защите иных личных и имущественных прав детей |
87 |
12 |
32 |
40 |
17 |
18 |
Таким образом, статистические данные указывают, что потребность в урегулировании споров по определению места жительства ребенка и порядка общения с ним родителей, проживающих отдельно за 2022 год, составило 598 случаев.
Идея настоящего проекта определяется и тем, что, при высокой востребованности медиативной помощи в обществе, появляется вариант, который позволит обеспечить реальную доступность такой помощи более широкому кругу лиц нашего региона. Как отмечалось выше и как показала практика обращений граждан по рекомендациям судов или органов исполнительной власти, значительная часть участников семейных споров отказывалась от участия в процедуре медиации, не скрывая при этом основной причины, необходимости оплаты услуги медиатора. Подавляющая часть граждан считала, что вопросы, касающиеся определения места жительства ребенка и порядка общения с ним родителей или родственников, проживающих отдельно, в том числе, касающиеся прав ребенка – имеют особый правовой статус и должны быть обеспечены государством. То есть, если суд предлагает сторонам конфликта урегулировать спор с участием медиатора, то это должно быть для сторон бесплатно.
Социальная значимость проекта обуславливается и тем, что при наличии востребованности медиативной помощи, ни на федеральном, ни на региональном уровнях процедура медиации, в качестве самостоятельного вида социальной услуги не предусмотрена, в связи с чем, она не может быть доступна для широкого круга потребителей, тем более, на безвозмездной основе.
Однако, категории таких споров, даже после принятия по ним судебного решения не исчерпывают потенциал эскалации между сторонами конфликта. Многие из них затягиваются на стадии исполнения судебных решений и длятся годами, а в ряде случаев вообще остаются неисполненными. В настоящее время к медиаторам обращаются стороны семейных споров (не менее 40%), которые имеют на руках, но не могут исполнить принятое судебное решение.
В частности, практика деятельности нашей организации показала, что эффективность исполнения медиативных соглашений между сторонами, которые урегулировали спор с применением процедуры медиации, кратно выше и, до настоящего времени, составляла не менее 97 %. К тому же, эффективность применения медиативных технологий при разрешении семейных споров в рамках реализованного проекта в 2018-2019 году в Тюменской области, подтвердило высокий процент положительных итогов процедуры медиации, почти 68 %. Было две ситуации из 127 обращений, которые позволяют считать, что медиативная помощь предотвратила или помогла сохранить семью от развода при наличии у сторон несовершеннолетних детей.
Соответственно, если спорная ситуация затягивается, она оказывает негативное влияние как на самих участников конфликта, так и на их несовершеннолетних детей, которые являются косвенными благополучателями проекта.
Проведенные нами исследования и реальный опыт личной правоохранительной и юридической практики членов команды проекта показывает, что люди, тем более несовершеннолетние (подростки), находящиеся в состоянии стресса, депрессии или конфликта, наиболее подвержены к действиям деструктивного характера, в том числе, протестности в отношении всех, асоциальному поведению и радикальным формам противостояния с окружающими, в том числе, совершению противоправных действий.
Как отмечалось, по данным отчетности МВД России по Тюменской области при, в целом, благоприятных показателях борьбы с преступностью, отдельные из них вызывают все же обоснованное беспокойство. Диаграммы показывают не только общий рост расследованных уголовных дел, в которых принимали участие несовершеннолетние, но существенный рост такого участия в особо тяжких преступлениях.
Поэтому конфликты, которые были разрешены, даже с помощью органов судебной власти, но без учета принципов справедливости и без учета интересов всех участников конфликта, не могут считаться разрешенными, и могут возникать повторно, влияя как на самих участников, так и на тех, кто рядом с ними и окружающих.
Практика судебной медиации в Тюменской области с 2015 года показала, что любой спор из указанной выше категории неизбежно влечет дополнительные иски, вовлечение дополнительных участников в спорные отношения, а завершение судебного разбирательства не гарантирует исполнение судебного акта.
К сожалению, в настоящий момент, услуга медиации не может быть доступна для неограниченного круга лиц, многие граждане даже не знают о такой возможности, нет ее в перечне и социальных услуг, которые могут оказываться гражданам региона.
Однако, в апреле 2021 года Губернатором Тюменской области подписано распоряжение № 273-рп от 16 апреля 2021 года, которым утвержден «План основных мероприятий до 2027 года по реализации в Тюменской области мероприятий в рамках Десятилетия детства», в пункте 4.10. которого закреплено – «Создание инфраструктуры оказания бесплатной медиативной помощи семьям, имеющим несовершеннолетних детей, при разрешении семейно-правовых споров, в том числе связанных с расторжением брака между супругами».
На этом основании в 2021 году от Общественной палаты Тюменской области при непосредственном участии Центра медиации и права в рамках законодательной инициативы, направлено предложение в План законопроектных работ Тюменской областной Думы на 2022 год о внесении дополнений в Закон Тюменской области от 2 декабря 2014 года N 108 «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг» - дополнить перечень социальных услуг отдельным видом – примирительная процедура (медиация). Однако проект не был принят и в настоящее время находится на дополнительном согласовании и доработке его обоснованности.
Между тем, такая практика существует в г. Москва, где медиативные технологии применяются в рамках предоставления социально-психологических и социально-правовых услуг в соответствии с пунктами 3 и 6 статьи 20 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», предусмотренных стандартами социальных услуг, утв. приказом Департамента социальной защиты населения города Москвы № 739 от 26.08.2015 г.
Приказ Департамента социальной защиты населения города Москвы № 739 от 26.08.2015 г., пункт № 4405 (в ред. 2018г.), которым примирительная процедура (медиация) – включена в перечень социальных услуг оказываемых гражданам.
Учитывая, что бесплатная медиативная помощь не может быть доступна большинству нуждающихся в ней граждан, реализация данного проекта может оказаться полезной для более широкого круга целевой группы граждан области и стать первоначальным этапом масштабирования медиативны технологий в сферу социально-экономических отношений региона.
Считаем, что медиативная помощь в семейно-правовых конфликтах может способствовать повышению уровня культуры семейных отношений, укреплению традиционных семейных ценностей, защиты прав детей и гармонизации социальных отношений.
Основное содержание проекта
Настоящий проект является продолжением реализуемого с 2016 года проекта «Сохраним семью сами» и проекта, победившего во втором конкурсе президентских грантов 2018 года «Сохраним семью сами: бесплатная медиативная помощь в семейно-правовых конфликтах».
Содержание проекта определяется его целями, задачами и включает два основных этапа: подготовительный и основной этап реализации.
Подготовительный этап предполагает организацию взаимодействия с основными и потенциальными партнерами проекта по определению порядка и регламента информирования участников целевой группы о возможности получения медиативной помощи, а также подготовку методических материалов, изготовление и распространение информационных буклетов. В данный этап проекта входят мероприятия, направленные на фактическое размещение информации о порядке предоставления бесплатной медиативной помощи на информационных ресурсах партнеров проекта, а также проведение пресс-конференции с региональными СМИ о нале реализации проекта и его публичная презентация с участием представителей партнеров, заинтересованных лиц органов социальной защиты, исполнительной и судебной власти, общественных организаций, активных граждан и волонтеров. Данный этап начинается до начала реализации проекта и должен быть завершен в течение 30 дней с момента его официального начала.
Основной этап проекта начинается после его публичной презентации и будет состоять в предоставлении участникам целевой группы бесплатной медиативной помощи. Всем участникам целевой группы проекта, обратившимся с момента его официальной реализации, медиативная помощь будет оказана бесплатно. Обратиться за медиативной помощью можно будет непосредственно в кабинет медиации в офис Центра либо посредством письменного обращения на адрес электронной почты, в том числе, через специально созданный для реализации проекта раздел сайта «Сохраним Семью Сами: медиативная помощь для всей семьи». Кроме того, обратиться за медиативной помощью можно по телефону или через доступные средства электронных коммуникаций и сети Интернет с использованием мессенджеров(Viber, WhatsАpp, Telegram и др.), в том числе, направив смс-сообщение. Все обращения будут зафиксированы в журнале регистрации, а заявители получат обратную связь.
В процессе реализации проекта предусмотрено проведение не менее 50 примирительных процедур (медиаций) или не менее 400 медиативных сессий и/или консультаций не менее, чем для 200 участников целевой группы проекта. В случае необходимости медиативная помощь будет оказана сверх установленного норматива за счет средств исполнителя гранта или специалистов – волонтеров (профессиональных медиаторов).
Реализация проекта завершится проведением круглого стола, на котором будут рассмотрены отчет по результатам оказания медиативной помощи целевой группе благополучателей, а также обсуждены с партнерами проекта и другими заинтересованными лицами возможности предоставления медиативной помощи (медиации) на территории всех муниципальных образований Тюменской области.
Краткое описание проекта обращает внимание на то, что он расширяет возможность использования бесплатной медиативной помощи гражданам (родителям), имеющим несовершеннолетних детей по семейным спорам и их родственникам, не только на территории города Тюмени, но и Тюменского района.
Реализация проекта может происходить как общепринятым способом взаимодействия медиатора с участниками целевой группы - очно, так и с использованием средств электронных коммуникаций наряду с телефонией, а именно сети Интернет и доступных форматов общения, в том числе, мессенджеров, видеоконференций и т.п. Эта возможность подтверждена многолетней практикой проведения медиаций, которая показала возможность работы с гражданами, обратившимися к медиатору в дистанционном режиме с помощью средств удаленного доступа. Опыт работы наших специалистов подтверждает, что более 80% времени медиатор может взаимодействовать с участниками конфликта с использованием информационных коммуникаций, в том числе, телефона и применяя различные мессенджеры в сети Интернет. На этом основании, в ходе проекта будет модернизирован механизм и создан единый онлайн-центр медиативной помощи на сайте исполнителя проекта (раздел «Сохраним Семью Сами: медиативная помощь для всей семьи»), с тем, чтобы медиативная помощь стала более доступной для её получения. Поэтому проект предусматривает как непосредственное обращение в Центр к медиатору, так и посредством в режиме онлайн-формата, а Стороны спора получат возможность пройти процедуру медиации (при отсутствии необходимости непосредственного контакта) в режиме «офлайн», путём проведения индивидуальных и/или коллективных медиативных сессий через видеоконференцию и т.п..
Предусматривается функционирование работы в режиме онлайн – круглосуточно, 24 на 7 (ежедневно). Любое обращение граждан по предусмотренной форме с контактом для обратной связи будет зарегистрировано и направлено в работу медиатору.
Такая форма предусматривает возможность обращаться гражданам за бесплатной медиативной помощью в любое время на протяжении всего периода проекта, начиная с даты его официального начала, то есть, еще до публичной презентации, начиная с 01 июля 2023 года.
По опыту реализации предыдущего проекта мы пришли к выводу, что для эффективной работы медиатора, в том числе, определения медиабельности спора, в проекте будут принимать участие специалисты в области права, психологии, педагогики. Привлечение специалистов на возмездной основе или за счет средств исполнителя гранта, в том числе, волонтеров будет осуществляться на договорной основе. Оплата специалистов предусмотрена в формате привлечения их на основе самозанятости в установленном законом порядке.
Организация работы по проекту предусматривает значительный объем административно-технической работы специалиста (администратора), который в течении рабочего времени будет осуществлять функции по координации взаимодействия и проверке поступивших сообщений-обращений граждан с руководителем проекта и медиаторами. Руководитель проекта может осуществлять функцию как медиатора, непосредственно участвующего в оказании услуги медиации на безвозмездной основе, так и осуществлять контролирующую функцию, в том числе, методического характера и оказывать помощь медиаторам, осуществляя функцию супервизора.
Целесообразность и необходимость привлечения специалистов в области медиации, права, педагогики или психологии определяется в ходе реализации проекта и в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Анонсирование проекта запланировано в рамках пресс-конференции с региональными СМИ и публичной презентации с представителями профильных подразделений партнеров проекта, общественных и иных организаций, сфера деятельности которых непосредственно связана с поддержкой института семьи, материнства, отцовства и детства, защитой прав ребенка и профилактикой семейного неблагополучия.
Проектом запланировано активизировать работу с региональными СМИ, заинтересованными структурами органов судебной и исполнительной власти, профильными муниципальными учреждениями, нотариальной службой и институтами гражданского общества для использования их ресурсов по информированию населения региона о возможности бесплатной медиативной помощи в конфликтах, в которых прямо или косвенно участвуют несовершеннолетние дети.
Бесплатная медиативная помощь будет оказана участникам целевой группы по спорам, касающимся определения места жительства ребенка, порядка общения с ребенком родителей, дедушек и бабушек и других родственников, проживающих отдельно, а также связанные с содержанием ребенка (выплатой алиментов). Медиативная помощь будет оказана на любой стадии конфликта, в том числе, на стадии возникновения и обращения в службы социальной защиты и других партнеров проекта, а также спорам, находящимся на стадии судебного или исполнительного производства.
Учитывая, что медиативная помощь может быть оказана непосредственным участникам конфликта, например, родителям при расторжении брака, а также иным родственникам и косвенными благополучателям, проектом предусмотрено общее количество – не менее 200 благополучателей по 50 обращениям граждан или не менее 400 фактических мероприятий (медиативных сессий или консультаций). На самом деле, количество благополучателей может быть значительно больше. Кроме того, проект предусматривает возможность оказания медиативной помощи всем гражданам г. Тюмени и Тюменского района бесплатно на протяжении всего периода проекта, в том числе, свыше установленных показателей за счет грантополучателя (исполнителя проекта).
В качестве дополнительной информации для формирования представления о сущности и содержании медиативной помощи могут быть полезны официальные документы о порядке проведения процедуры медиации, которые находятся в свободном доступе на сайте Центра (https://zsrcmp.ru/images/Pravila-2-03062022_merged-1.pdf). Следует иметь ввиду, что в соответствии с действующим законодательством РФ Медиативная помощь может быть выражена, как в форме разовых (не более2-х) консультаций, так и фактического проведения примирительных процедур (переговоров или ряда консультаций по сопровождению урегулирования спора) без заключения официального договора, а также с обязательным заключением соглашения об обеспечении проведения процедуры медиации с исполнителем проекта, например, по спорам, находящимся в стадии официального судебного разбирательства или на стадии исполнительного производства. Официальный договор с участниками спора будет заключаться и в случае, если итоги медиативного соглашения будут требовать нотариального удостоверения или в иных случаях, когда это требует законодательство РФ.
Качественным показателем проекта является модернизация и расширение территории действия созданной инфраструктуры оказания бесплатной медиативной помощи по урегулированию семейно-правовых конфликтов, у граждан появится возможность получить консультацию медиатора онлайн, а у лиц, находящихся в состоянии семейного конфликта будет возможность пройти процедуру медиации в режиме видеоконференций бесплатно. Оцениваться эффективность медиативной помощи будет с помощью анкетирования обратившихся за ней представителей целевой группы, а также с помощью мониторинга постмедиативной ситуации в семье.
Итоговым мероприятием проекта будет круглый стол, на котором будут доведены общие результаты оказания медиативной помощи, обсуждены возможности и пути дальнейшего внедрения примирительных процедур (медиации) в механизм социальной поддержки института семьи, формирования семейно-правовой культуры и гармонизации социальных отношений.
Проект направлен на поддержку и сохранение института семьи и традиционных семейных ценностей, материнства, отцовства и детства, защиту детей, страдающих от семейных споров и конфликтов, профилактику семейного неблагополучия, причиной которых являются конфликты в семье ребёнка!